Забудем о проблеме охлаждения винтов!

Дата последнего обновления 26 января 2003г.

Придумал клевый метод! Во первых оказался очень эффективен, а во вторых вентиляторы добавлять не нужно. Процедура состоит из друх этапов.

1. Переделка корпуса компьютера. Идея подсмотрена в конструкции серверов. В любом мало-мальски продвинутом компе есть 2 больших вентиля на выхлоп - тот что в блоке питания и под блоком питания. Они отводят теплый воздух. Создают тягу. Мы делаем нехитрую вещь. Заклеиваем изолентой _все_ дырочки на проверхности всего корпуса (можно оставить _немного_ спереди снизу). И делаем [оставляем] отверстие напротив того места где установлен в корпусе хард. Очень желательно, чтобы холодный воздух поступал как можно ниже т.е. харду лучше стоять внизу у передней панели. Отверстие это я у себя проломал во фронтальном железе под флопиком (внизу из-за конструкции корпуса было ставить диск проблематично). Извне дыру не видно т.к. железо ведь прикрыто пластиковой красЫвой панелью и воздух поступает к харду под этой панелью через щель снизу (где руками дергают, чтобы эту панель снять).

Теперь получается, что практически единственное место поступления холодного воздуха как раз напротив харда. У меня вышла такая статистика. С открытой боковой крышкой температура харда (20Гб IBM DTLA305020) Была 38 градусов (спасибо создателям DTemp - отличная бесплатная прога). Когда я закрыл крышку и тяга пошла, температура диска упала на 7 градусов, до 31. Чтобы она упала еще сильнее нужен следующий этап.

2. Следующий этап. Одеваем радиатор на хард! Поясню. Диск вообще-то потребляет мало энергии (по сравнению с процессором). Для того, чтобы он мало грелся ему просто нужно увеличить площадь для ее выделения. Эту идею я пока не воплотил в жизнь, а только провел предварительные эксперименты и придумал как это сделать. Судя по первым результатам эффективность должна быть большая.

Берем 2 алюминиевые пластины. Сверлим отверстия для прикрутки к бокам харда, прикручиваем, сгибаем. См. рисунок (это вид с торца диска). Если алюминий толще 1мм, то тогда пожалуй сначала как-то сгибаем, а потом уже крутим на хард. Важно насовать в стык теплопроводной пасты т.к. боковая поверхность харда (моего, в часности) неровная. При изготовлении радиатора по приведенной схеме площадь теплообмена можно увеличить раза в 4. Т.е. грубо говоря в 4 раза уменьшить разницу между температурой диска и окружающей средой.

Маньяки могут согнуть один из краев так, чтобы он, подпружинивая, прилегал к микросхеме управления головками, которая греется градусов до 60. В моем IBM вот она. Это именно та "слабая" микросхема, которая почти всегда является причиной поломки электронной части. Правда если алюминий толстый то наверное нереально подогнуть его точно. Я поставлю пластину 0,8мм толщиной. Она пальцами гнется легко, а значит подогнется без проблем.

Та-а-к... в хозяйстве нашлось 2 алюминиевые пластины. Одна 0,8мм, вторая 2мм толщиной. Решил (почти без надежды) прикрутить тонкую. Это потому, что ее в домашних условиях можно будет легко гнуть. Результат эксперимента удивил - пластина по площади прогревалась гораздо лучше, чем я ожидал. Сначала думал, что из-за малой толщины прогреется только на участке близком к диску. Результатов эксперимента приводить не буду т.к. все было сделано на коленке. Скажу только, что осталось ощущение эйфории. Типа какой же вумный, что так просто и круто все придумал.

Добавление. В кожухе (в который винт вставляют) нужно заклеить все боковые отверстия, чтобы получилась труба. После попадания хол. воздуха "с улицы" через отверстие в корпусе он должен идти не в сторону, а только по этой трубе вдоль всей длины харда и вдоль всех его радиаторов. Маньяки могут даже удлинить кожух, чтобы весь хард помещался в нем (не знаю у кого как, но у меня он на 20% длиннее кожуха). Важно иметь в виду, что для эффективного охлаждения диска и пластин более важно, чтобы движущийся воздух тек вдоль всей площади пластин, а скорость воздуха вторична, т.е. важно создать тягу в принципе. Не маньячте с бурными вихрями. Вихри нужны для процессора с его 60Вт мощности. Хард потребляет 10-12Вт и для него просто нужна смена воздуха, отсутствие его застоя.

Те кто очень хочет знать конкретный результат - подождите. Когда все сделаю - напишу.



Вот, сделал, дописываю.

Было сильно лень искать такой как хочется алюминий или медь (1-1.2мм). Дома нашлись только: 1 пластина 0,8мм и пара пластин 2мм толщиной. Первая тонковата, остальные толстоваты - гнуть трудно. Потому пришлось упростить конструкцию и вместо П-образных делать Г-образные радиаторы - оказалось слишком трудно гнуть толстый алюминий на коленках и радиус его изгиба получился слишком большим. Так что конструкция вышла в виде двух перевернутых букв Г. Тонкую пластину я подрезал, чтобы она, подпружинивая, прижималась к горячей микросхеме.

уж очень толстый алюминий кусок радиатора прижат к греющейся микросхеме вот так выглядит в сборе вид со стороны передней панели вид со стороны разъемов сначала была проверка на полу

К сожалению у меня нет показаний температуры винта до переделки. Дело в том, что хард новый. Раньше стоял IBM DTLA 305020 (5400, 20Mb, 1 пластина). А тут, купив новый хард (IBM 180GXP, 7200, 60Gb, 1 пластина), сразу решил позаботиться об охлаждении. Поскольку лишний раз тревожить животинку вредно, то в корпус я его так и не устанавливал (даже научный интерес не помог). Так что история измерений температуры начинается на полу возле компа.

Температура в комнате: 21.
Далее все показания сняты DTemp. Если указано одно значение, то это температура в холостом-малонагруженном режиме, 2 значения: второе - температура после длительного копирования файлов. Температура холостого "хода" (ХХ) измерялась как установившаяся до нагрузки, так и после нагрузки (для пущей точности).

Температура холодного диска сразу после включения и загрузки системы: 23.

До переделки. Лежит вне корпуса на книге: 37-39.

То же, но с прикрученными радиаторами: 31-37. На ощупь при ХХ нельзя назвать ни теплым, ни прохладным. Никакой.

Теперь хозяйство установлено в корпус. Боковая крышка корпуса снята. Это значит, что тяги воздуха через винт нету. Он охлаждается совершенно самостоятельно.

35-39

В тесноте со шлейфами по соседству температура подросла. Но не для того наворачивались радиаторы, чтобы им потеть без обдува. Устанавливаем боковую крышку... и пошла тяга. Стоило ли мудохаться столько?..

25-30

Кажется стоило. Без принятых мер температура диска внутри корпуса была бы выше 40 градусов в холостом режиме. А так 25. Следовательно ожидается двухкратный выигрыш по надежности! И без перегрева микросхемы управления головками. Сомневающиеся могут почитать материал о влиянии температуры на надежность дисков. На этом разрешите откланяться.


к вопросу о надежности

Для писем и газет
на главну страницу
Используются технологии uCoz