Переделка сабвуфера IHOO

Бла-бла-бла

Приведенный текст описывает некоторые соображения и процесс переделки сабвуфера Иху. Он набирался в конференции на IXBT и потому сейчас состоит из нескольких кусков. Несколько реплик до переделки, когда я постепенно сообразил как дешево и эффективно переделать сабвуфер, затем описан процесс переделки (в конфе нету), и результат, тоже выдран из конференции.

Я не сертифицированный специалист по колонкостроению, терминов знаю мало. И сильно теорию не знаю. Так... радиолюбитель со стажем, специалист широкого профиля, по физике было 4 и 5. Это я оправдываюсь. Зато думать и изъясняться приходится простыми выражениями. Так что надеюсь, что последующий текст не сильно запутает вам голову - мне тоже трудно такое понять :-).

К чему это я? К тому, что попрошу не бить!

Итак, Иховый саб. Для тех, кто в него не заглядывал - внутри 2 камеры. Передняя и задняя (если смотреть мордой в морду Иху :-) . труба фазоинвертора уходит своим концом в заднюю камеру (здесь тоже смайл). Динамик врезан в перегородку между передней и задней камерами.

Как вся эта хренотень работает? вы знаете? По-моему плохо. В корпусе Иху есть 3 объема -- 2 камеры плюс фазоинвертор. Соответственно 3 резонатора, ибо каждый объем является как бы колебательным контуром. Причем с весьма высокой добротностью (звукопоглощения внутри нет). Это если рассуждать примитивно, а если пытаться считать правильно - взаимодействие реактивных составляющих на разных частотах, то тут произойдет разрыв мозга... и полная математическая билиберда, мало совместимая с качественным звуком.

Для тех, кто не совсем понимает смысл слова добротность. Представьте себе, что мы подключили к динамику напряжение. Он должен жестко сказать "щелк" (саб скажет мягко). А вот Иху скажет "пу-ук" -- вместо того, чтобы просто резко выпихнуть воздух, начнет его раскачивать туда-сюда с плавным замиранием. И хоть длится это доли секунды, ухо услышит что-то похожее на пердо-мычание.

А все почему так? Потому, что конструируя саб, можно делать его честно, но придется заплатить габаритами, мощностью, материалами. А можно сделать колебательный контур, который на любое раздражение электрическим сигналом ответит продолжительным м-у-у-у-у... зато очень громко и очень даже низкочастотно. Т.е. имеем налицо сговор с радиотехническим дьяволом. Ему отдается "душа" - музыка, а взамен получаем мощные и низкие звуки, отдаленно напоминающие эту музыку, как голоса в дальнем конце длиннющего школьного коридора.

Вывод. Саб Иху - либо мертворожденное дитя, либо конструктор "сделай сам". Я верю в конструктор. Что и собираюсь проверить на практике.

Варианты переделки

Чтобы вы сориентировались, почему я решаю поступать так как опишу ниже, скажу, что мои домашние не переносят низкочастотных звуков. Женщины... не поспоришь. Посему, если передо мною компромисс - их количество или качество (низов :-) ) я выбираю второе.

В качестве альтернативы для переделки необходима максимально простая конструкция. Конструкция типа "закрытый заглушенный ящик" - мой идеал, настоящее решение для "пуристов" (любителей простоты). Такое решение с точки зрения упомянутой сделки с продажей души максимально безкомпромиссное - нет никакой сделки. А есть закрытый ящик, внутри максимально заглушенный (вата и пр. гадость). В дырке вместо фазоинвертора установлен динамик. Фазоинвертор на помойке. У этой конструкции есть один приличный минус - она не даст большой мощности низов, и, кажется, особо низких частот не даст вообще. Но как я говорил, женщины и так не дают мне их заценить (разве что в наушниках). Так что упор будем делать на их качестве.

Если придумать компромиссное решение, маа-а-ленькую сделочку с д., то конструкция должна быть с фазоинвертором. И не заглушенный ящик, а пустой или частично заглушенный. Тогда надо оставить фазоинвертор на месте, выломать перегородку между камерами, а динамик врезать в боковину или фронт саба.

Отмечу, что фазоинвертовертор _нужно_ рассчитывать -- там есть резонанс в незаполненном ватой объеме, плюс резонанс трубы фазоинвертора, плюс резонанс динамика сильнее влияет. Закрытый же ящик... скажем так -- если не рассчитывать, то не сильно страшно. Это гораздо более простая и инертная конструкция. В такой конструкции резонанс ящика мало волнует - он хорошо заглушен и резонанс этот мало проявится - добротность низкая. А резонанс самого динамика вносит малый вклад. Для системы такого уровня всей этой хренью можно пренебречь.

Я хочу сказать, что если наобум сварганить фазоинвертор, то скорее всего будет задница. Закрытый же ящик должен простить такие шалости - переделку без просчетов. Мне, ленивому, это нравится. Делаю закрытый ящик, и потом расскажу что получилось. Уверен в одном - хуже не будет. Потому, что хуже - некуда.

Поближе к практике.

Перегородки сломаны. В первый вечер с полночи до пол-пятого утра курочил саб (чтоб домашним не мешать). Вся черновая работа позади. Промаркировал кабеля, подключенные к Иху, чтобы потом не лежать под столом, пытаясь найти кто куда и с какой полярностью воткнут. Вынул начинку, опять же, промаркировал провода, нарисовал все подключения на бумажке.

Затем выломал перегородку. Оказалось, что это сложнее, чем я ожидал. Дело в том, что в корпусе есть паз по периметру глубиной 3-4mm. Перегородка установлена в нем. Ух, вспоминал я добросовестных китайцев... Благо материал перегородки (прессованный картон) податливый -- легко распилить и подломать. Вотя его и подламывал пару часов по кусочкам.

А еще фазоинвертор был установлен так надежно, что я его не смог выломать после полного выламывания перегородки. Пришлось пилкой делать 2 продольных пропила, выламывать сектор ФИ, и только потом выломался весть фазоинвертор.

Вторая ночь. Распилил дыру на фронте под динамик. Насверлил сверлом 2.5мм дырок по кругу (круг ровно 120mm - обвел CD карандашом). Немного не по центру -- специально. Вспомнил про стоячие волны, хотя, кажется, в данной ситуации это смешно. Потом путем втыкания ножа дорезал и отломал куски картона.

Динамик для надежности решил не на родных саморезах, а винтами прикрутить. Нашел 4шт. M5, просверлил отверстия сверлом 4,5mm. Винты красиво вкрутились со средним натягом -- для пущей герметичности :-).

Потом пропылесосил все это дело, и давай собирать. Закинул ваты поболе - не запихивал, но, думаю, пустого объема почти не осталость (10-20%). Тончаки аудиофильские (сколько ваты класть и пр.) мне по барабану, чуйка есть, что и так звучание будет на порядок лучше.

Предварительный результат (ночью, сразу после переделки)

Ну вот, закончилась эпопея. Ураган! Уже пол-третьего ночи и измерять всякие резонансы и частотные диапазоны нет моих сил. Просто пока включил саб и слушаю музон. Первое, что слышно -- есть музыка адназначна! У меня звуковая плата Audigy. В ней есть забавная крутилка -- частота разделения сигнала, т.е. кого толкать в сабвуфер, а кого в сателлиты. Так вот слышно, как меняется частота! Раньше какие-то изменения тоже были слышны, но добиться приемлемого результата было нереально -- одни противные урчания. Сабвуфер исправно преобразовывал музыку в собственные мощные резонансы. Из странного могу отметить, что прослушиваются очень даже неожиданно низковатые частоты, не ожидал. Забавно, что можно добиться работы саба как низкочастотного динамика при высокой частоте разделения. А если установить частоту на 35Гц, и громкость чуток добавить, то ухает конкретно!

Словом, как найду время потерроризирую семейство генератором синусоид. А там выложу на страницу более объективное описание результата.





82Kb 56Kb 83Kb 64Kb

Для писем и газет.
Форум (он же гэстбук)
Используются технологии uCoz